«Школа ответственного руководителя», 22-26 июня.
Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина.
Беспокойся о том, достоин ли ты того,
чтобы иметь высокий чин.
Конфуций.
Профессиональная деятельность бывает разной, как с точки зрения содержания работы, так и карьерного развития. Сотрудник, который задумывается о своём профессиональном развитии, должен обращать внимание не только на внутреннюю ситуацию в компании, безукоризненно выполнять все процедуры и следовать всем инструкциям, но и вникать в происходящее во внешней среде. В настоящее время деятельность всех компаний интенсивно регламентируется и регулируется извне. Регуляторами выступают различные законы, указы, постановления, распоряжения органов государственной власти. За качеством выполнения данных документов на предприятии следят различные надзорные (внешние) службы. Именно поэтому очень важно найти оптимум между внутренними и внешними факторами, влияющими на деятельность предприятия, чтобы оставаться профессионалом своего дела. Возможность для разбора рабочих ситуаций, анализа накопившихся профессиональных вопросов получили участники «Школы ответственного руководителя», которая состоялась 22-26 июня в Институте «КРОНА». Что изучали и какие отзывы были, Вы узнаете в этой заметке.
Из методики формирования программы: факторы внешние, факторы внутренние
На мероприятии были представлены самые разные подходы к обучению. Такое сочетание разных форм учебной работы подкрепляется насущными потребностями промышленных предприятий. Существовавшая десятками система повышения квалификации уже исчерпала свои ресурсы. Сейчас недостаточно просто прочитать лекции. Необходимо вовлечь участников в учебный процесс, создать условия для интерактивного взаимодействия. Именно при таком подходе участники получают максимальное количество полезной информации и приобретают необходимые навыки для ведения профессиональной деятельности. С развитием техники и технологий появились новые возможности и для модернизации образовательного процесса. Их не стоит обходить стороной. Они могут быть крайне полезны, так как выполняют разные функции – помогают слушателям лучше усваивать материал, позволяют делать восприятие учебной информации более комфортным, делают участие производственников более активным при общении с лекторами и многое другое.
Можно сколь угодно долго рассуждать об инновациях в образовательном процессе. Но самым важным критиком является слушатель (заказчик). Если он получает нужный результат от процесса обучения, то это говорит о грамотно составленной программе и об актуальности всех методов и подходов, использованных преподавателями. При этом стоит отметить, что любую программу можно совершенствовать. Если появилась какая-то эффективная модель реализации того или иного учебного курса, это не значит, что её нужно застолбить «навечно». Ведь меняется жизнь, технология, поэтому изменения постоянно будут сопровождать любую учебную программу, какой бы консервативной она ни была.
В связи с увеличением интенсивности труда заказчик становится более критичным к объёму (в учебных часах) программы. Любая программа должна реализовываться в максимально сжатые сроки без ущерба в качестве и без нарушения утверждённых законодательством норм. Создавать длительные курсы для инженерно-технических работников не всегда целесообразно. Необходимо сконцентрироваться на ключевых темах обучения и скомпоновать их в логической последовательности, добавив в учебный процесс разные формы и виды контроля знаний и обратной связи. Мышление производственников меняется. И профессионал не станет учиться только ради того, чтобы учиться. Поэтому задача отбора актуальной информации и подбора экспертов – это две важные задачи, которые должны решаться в связке любым разработчиком программы, независимо от её специфики. При этом важно, чтобы программа была максимально практико-ориентированной, если она рассчитана на работающего специалиста. Поэтому привлечение теоретиков и практиков должно быть выверено до миллиметра. Нельзя строить учебный курс только на одной теории. И в то же самое время недопустим перекос в сторону прикладных знаний без освещения необходимых фундаментальных вопросов.
Конечно, бывают разные категории специалистов, разные задачи обучения и тематика программ. В последнее время наметилась тенденция, когда технических специалистов активно вовлекают в учебные программы, призванные развивать общие компетенции (навыки планирования рабочего времени, управления персоналом, делегирования полномочий и задач, проведения переговоров и многое другое). В этом есть здравый смысл. Ведь человек существует не сам по себе, он находится в коллективе. Поэтому быть «сильным» специалистом, только опираясь на профессиональные знания предметной (технической) области, не получится. Необходимо ещё уметь взаимодействовать с людьми и взаимодействовать эффективно, чтобы успешно решать рабочие задачи.
Структура курса: всё по полочкам
Курс «Школа ответственного руководителя» состоит из трёх модулей. Такая модель построения программы была выработана с течением времени. Каждый раз в программу вносились соответствующие улучшения. Программа начиналась с психологического тренинга, на котором участники через различные игровые упражнения оттачивали навыки управления (делегирование полномочий, мотивация сотрудников, поведение в конфликтных ситуациях и многое другое). Далее в программе стоял блок управления производством и сотрудниками с точки зрения нормирования труда. Этот раздел для некоторых слушателей оказался особенно актуальным, так как на их предприятиях сейчас идут преобразования, и вопрос сокращения стоит остро. При этом, по мнению самих участников, иногда решения о реорганизации должны работать в обратную сторону, то есть не в сторону уменьшения численности персонала, а его увеличения. Это, как петля обратной связи. Если производство подвержено явным циклам развития: сначала рост, который требует увеличения количества сотрудников, а потом спад, что предполагает высвобождение части трудовых ресурсов, то надо понимать, что за спадом наметится очередной подъём (если, конечно, предприятие совсем не закрывается), и тогда потребуется вновь набирать дополнительных сотрудников. Завершающим модулем программы стали темы, посвящённые вопросам трудоустройства и юридического сопровождения сотрудников на производственном предприятии. Вопросы кадрового учёта и делопроизводства невозможно обойти стороной. Законодательство меняется. А это инициирует сотрудников быть в постоянном поиске нововведений. И, конечно, удобно, когда эксперт расскажет о наиболее важных изменениях и предложит практические механизмы применения тех или иных законов в реальных производственных ситуациях. В общем, участникам было над чем подумать и сформулировать какие идеи для своих руководителей по возвращении домой.
Угадай – кто приехал?
На мероприятии собралась очень разноплановая аудитория. В составе участников были и инженер по подготовке кадров, и начальник смены цеха обработки бумаг, и начальник отдела по связям с общественностью, и начальник участка водостанции, и начальник отдела АСУ, и руководитель отдела персонала и другие категории производственников. Это были представители следующих фабрик: ООО «Компания «Ассоль», СПб БФ Гознака, «Волга», ОАО «Селенгинский ЦКК», АО «Юго-Западная ТЭЦ», «Окуловская БФ», «БФ Коммунар», Краснокамская БФ Гознака. Оно, может быть, и к лучшему, потому что многие вопросы можно было рассмотреть с разных ракурсов. Это очень важно в бизнесе, когда появляется возможность взглянуть на обстоятельства по-другому. Вообще успешная деятельность связана с непрерывным изменением. Невозможно «застыть» на одном месте, и всё время ожидать положительных результатов. Динамичность – это, пожалуй, главный атрибут эффективного существования на рынке и взаимодействия с деловыми партнёрами. По мнению Сергея Новикова, начальника участника компании «Ассоль» мероприятие оказалось крайне полезным и важным: «Сильный преподавательский состав, в общем, удовлетворён. Молодцы. Спасибо!»
***
До новых встреч!!! Спешим сообщить, что в 2016 году у нас будут запущена новая программа: Школа кадрового резерва 28 марта – 1 апреля.
БУДЕМ РАДЫ ВИДЕТЬ!!!
***
«МЫ НЕ ПРОСТО УЧИМ, МЫ РАСШИРЯЕМ И ПОДДЕРЖИВАЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СООБЩЕСТВО!»
Евгений Ошин
Институт «КРОНА» при СПбГТУРП