Конференция «ПЦБК» и «СОЛИКАМСКБУМПРОМ». 27 февраля
Единственная известная мне роскошь –
это роскошь человеческого общения.
Антуан де Сент Экзюпери
В ГОСТЯХ В ПЕРМИ
7 февраля ИНСТИТУТ «КРОНА» поделился своим опытом в области обучения и развития персонала целлюлозно-бумажной промышленности на конференции, организованной двумя ведущими целлюлозно-бумажными компаниями Пермского края – «ПЦБК» И «СОЛИКАМСКБУМПРОМ». Основные направления подготовки кадров в Институте «КРОНА» – техническое обучение и консалтинг для практически всех категорий специалистов промышленных предприятий. Книг по управлению персоналом, в том числе и по направлению обучения и развития, написано очень много. Но теория никогда не заменит практических результатов, полученных в профессиональной деятельности. Каждая компания имеет набор уникальных характеристик, что отличает её от других организаций. Но при этом есть общие тенденции, которые можно учитывать при проектировании образовательных программ для взрослых людей, работающих в разных производственных компаниях.
Важно учитывать специфику обучения взрослых, специфику их работы и помнить о том, что обучение должно давать набор практических знаний и инструментов, которые можно применять на рабочем месте. Эффективность обучения также определяется выбором соответствующих форм и методик. Как показывает практика, чем более разнообразные формы работы используются в программе, тем более удовлетворёнными в эмоциональном и интеллектуальном плане оказываются участники. Именно поэтому важно создавать условия для интерактивного взаимодействия, когда каждый член команды вовлекается в процесс, может свободно высказывать своё мнение, рассуждать, спрашивать, отвечать, спорить. В числе «свободных» форм работы можно отметить круглый стол и конференцию «наоборот» (выступают сами производственники). Эти формы не являются новыми, но в зависимости от их встраивания в программу, появляются хорошие возможности для их использования. Речь идёт об умелом управлении процессом. На роль координатора (модератора или ведущего) круглого стола, конференции подходит человек, разбирающийся в поднимаемых вопросах, обладающий экспертным мнением и способный вести дискуссию в нужном русле и задавать ей правильные повороты.
Эффективность любой программы можно оценивать по двум направлениям: по уровню организации и методическому комплектованию программы (то есть по качеству подбора экспертов и соответствующих разделов программы). Важная особенность нынешних экономических условий в том, что необходимо делать программы как можно более компактными, то есть закладывать минимальное количество учебных часов без потери в качестве обучения. Учитывая этот важный фактор, который определяется жёсткими условиями бизнеса (когда в компании всё предельно функционально, и нет «лишних» людей), приходится оставлять самые важные темы и подкреплять их наиболее подходящими практическими формами работы.
Программа предполагает работу не только с экспертами и преподавателями, но и с сами участниками (производственниками). Глубина коммуникаций с участниками накануне реализации проекта по обучению и развитию определяется временнЫми возможностями программы и актуальностью той информации, которую может предложить представитель производственной компании. Даже небольшие доклады от инженеров существенно украшают в содержательном плане любой программный продукт. Программа должна способствовать соединению теории и практики. Эксперт может не знать практических нюансов, а производственник может не владеть всеми теоретическими аспектами технологического процесса. Возможность обсуждения и взаимного обогащения в этом случае не стоит недооценивать. Общение, в том числе направлено на то, чтобы получать недостающую информацию.
Если мы говорим о молодом специалисте, то ему предстоит для начала освоить азы процесса, работая в производственной компании. Многие молодые кадры хотят профессионального (карьерного) взлёта в сжатые сроки. Даже если такая ситуация происходит, то высокая должность может выявить существенные пробелы в профессиональных компетенциях специалиста. Поэтому гнаться за должностью – это определённо не то, чем должен руководствоваться специалист. Главное, профессионально и талантливо выполнять свою работу, постоянно совершенствуя свои навыки. Остальные атрибуты в таком случае (деньги, уважение, статус и прочее) приложатся сами собой.
«МЫ НЕ ПРОСТО УЧИМ, МЫ РАСШИРЯЕМ И ПОДДЕРЖИВАЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОТРАСЛЕВОЕ СООБЩЕСТВО!»
Евгений Ошин
Институт «КРОНА» при СПбГТУРП