Школа защиты от коррозии, 31 января — 4 февраля
«Школа защиты от коррозии: от науки и обучения к решению производственно-технических задач и проблем»
Авторы: Апраксина Л. М., Жаворонкова А. В., Ошин Е. С.
«Школа защиты от коррозии» семинар для специалистов, связанных с эксплуатацией строительных и конструкционных материалов и оборудования из металла (механики, энергетики, технологи, химики, строители и др.).специалистов предприятий производителей тиссью продукции.
Первым мероприятием 2011 года в Институте комплексного развития и обучения «КРОНА» при СПбГТУРП стал трёхдневный обучающий семинар повышения квалификации «Школа защиты от коррозии», реализованный с 31 января по 2 февраля. Руководителем программы является к.х.н. Апраксина Л. М., имеющая значительный практический опыт по анализу коррозионных разрушений на большом количестве производственных объектов. Кроме того, ее модули по коррозии, встроены в программы «Школа энергетика» и «Школа механика».
В проекте «Школа зашиты от коррозии» были задействованы пять преподавателей — экспертов, каждый из которых раскрывал свой смысловой модуль.
Слушателями семинара стали представители предприятий различных отраслей промышленности (нефтехимия, авиастроение, тепловые сети).
Открывала Школу Апраксина Л. М., представившая доклады по модулям «Анализ конструкций», «Специальные виды коррозии». Освещая данные темы, преподаватель продемонстрировала фотоматериалы конкретных разрушений на ряде действующих промышленных объектов, рассказала про специфику коррозионных разрушений, оценку прямых и побочных затрат на восстановление утраченных металлических конструкций, сообщила полезную информацию по специальным видам коррозии (в частности, про биокоррозию, влияние бактерий на разрушение металла).
Модуль «Агрессивные среды» (к.х.н. Михайлова И. С.) раскрыл для слушателей виды агрессивных сред (химический компонент среды, температура, концентрация и проч.) и типы разрушений различных металлов в последних (химические реакции, выделяемые продукты разрушения). Этот материл дал возможность участникам сформировать более полное представление о химических процессах разрушения, причиной которых являются химические взаимодействия.
В рамках модуля «Подготовка металлической поверхности» преподаватель к.х.н. Ковжина А. Л. познакомила слушателей с технологическими процессами получения лакокрасочных покрытий, нормативными документами «Единой системы защиты от коррозии и старения», указала на то, как осуществляется выбор покрывного лакокрасочного материала, рассказала про механические и химические методы подготовки поверхности. Также преподаватель осветила вопросы выбора технологии подготовки поверхности в зависимости от двух основных факторов: условий эксплуатации окрашенных изделий и вида применяемой металлической поверхности (типа металла, состояния поверхности).
Преподаватель к.х.н. Радин М. А. в своём модуле «Системы водоснабжения и методы защиты от коррозии» рассмотрел теоретические положения физико-химических свойств воды, водных систем, их классификацию и качество, влияние промышленных, сточных, природных и питьевых вод на коррозионную стойкость материалов. В рамках этого доклада у слушателей появилась возможность ознакомиться с основными требованиями к воде, видами её мониторинга, анализом водооборотных циклов, а также рассматривались основные физико-химические, химические, биологические, каталитические способы очистки воды, включая проведение химического анализа на присутствие веществ, способствующих ускорению коррозии.
Тематический модуль «Ингибиторы коррозии» (к.х.н. Апраксина Е. А.) содержал информацию по количественным показателям коррозии (степень защиты, коэффициент торможения, расчётные формулы), подробную классификацию ингибиторов в зависимости от механизма действия, от агрессивных факторов среды. В докладе приводились конкретные примеры ингибирующих веществ (химическая формула, марка, тип ингибитора) и рекомендуемые случаи практического использования (среда, температурный режим и т.д.).
В заключение третьего дня проекта был организован круглый стол, на котором слушатели имели возможность пообщаться друг с другом, поделиться опытом, задать частные, получить консультации у Апраксиной Л. М.
Формат школы предусматривает чтение лекций, показ медиапрезентаций, посещение лабораторий (демонстрация экспериментальных методов исследования коррозии: объёмный и весовой методы). Взаимодействие преподавателей и слушателей включает активные дискуссии, работу в режиме «вопрос — ответ», круглые столы, индивидуальный подход и учёт профессиональных интересов участников мероприятия. Каждый участник получает раздаточные теоретико-практические материалы, определяющие образовательный маршрут в рамках школы. Мероприятие «Школа защиты от коррозии» представляет собой образовательную модель, в которую могут быть включены дополнительные разделы по просьбе слушателей.
Традиционно по итогам мероприятия коллектив Института «КРОНА» собирает обратную связь от участников в форме анкет обратной связи. Примечательно, что на «Школе защиты от коррозии» все освещаемые темы (анализ конструкций, агрессивные среды, специальные виды коррозии, коррозия в системах водоснабжения, подготовка металлической поверхности, ингибиторы коррозии) вызвали положительный отзыв со стороны слушателей. Основные пожелания участников школы были связаны с расширением содержательной части программы (например, влияние морского климата на протекание коррозии, консервация оборудования, инновации в области гидроизоляции металла, антикоррозионные материалы и их эффективность и т.д.).
Прилагается программа прошедшего мероприятия.